Расходы будущих периодов в 1С

Как в 1С списывать расходы будущих периодов?

В этой инструкции рассказывается о методике учёта расходов будущих периодов в программе 1С.

Что такое расходы будущих периодов?

Под расходами будущих периодов понимаются расходы, которые имеют такие характеристики:

  1. Расходы будущих периодов не могут быть отнесены на финансовые расходы предприятия в момент их возникновения.
  2. Расходы будущих периодов должны относиться на финансовые расходы предприятия равными частями в течение определённого календарного периода.
  3. Есть возможность определить полную сумму расходов будущих периодов до начала их списания на финансовые расходы предприятия.

Почему расходы будущих периодов нельзя сразу отнести на финансовые расходы?

Чтобы понять, почему расходы будущих периодов нельзя сразу списать на финансовые расходы, следует рассмотреть примеры расходов будущих периодов. К расходам будущих периодов, как правило, относят такие расходы:

  • Расходы на подписные периодические издания.
  • Расходы на подготовку к выполнению операций, соответствующих основной деятельности предприятия.
  • Расходы на подготовку сельскохозяйственного производства, обусловленную сезонностью.

Следует оговориться, что моя статья не преследует цель рассказать о теоретической основе учёта расходов будущих периодов. Поскольку мой сайт посвящён теме автоматизации, то и о расходах будущих периодов я хочу рассказать лишь в части возможности их автоматизации. И поскольку автоматизировать можно лишь те процессы, которые повторяются с определённой периодичностью и закономерностью, то в качестве примера для рассказа об автоматизации списания расходов будущих периодов наилучшим образом подходят именно расходы на подписные издания. Почему?

Как было замечено выше, расходы будущих периодов называются таковыми, поскольку не могут быть отнесены на финансовые расходы предприятия в момент их возникновения. Это, пожалуй, самый главный критерий оценки расходов будущих периодов. Если вы изучали теорию бухгалтерского учёта, то помните о таком фундаментальном принципе, как принцип соответствия.

Принцип соответствия (Matching convention; Matching rule) - принцип бухгалтерского учета, согласно которому поступления должны быть отнесены к периоду продажи или фактической поставки соответствующих товаров и предоставления услуг, а расходы должны быть отнесены к учетному периоду, в котором они были производительно использованы.

Расходы будущих периодов

Продолжу рассказ о расходах будущих периодов на примере расходов на подписку. Я хочу, чтобы вы поняли суть расходов будущих периодов. Скажем, Вы оплачиваете подписку на газету "Всё о бухгалтерском учёте" на весь 2009 год. Тем самым Вы покупаете право получать газету за каждый из двенадцати месяцев 2009 года. И если быть более конкретным, то газету за декабрь 2009 года вы получите только в декабре и прочитаете её именно в декабре 2009 года. Значит, для того, чтобы соответствовать бухгалтерскому принципу соответствия расходов периоду, в котором они были производительно использованы, расходы на покупку газеты "Всё о бухгалтерском учёте" на финансовые расходы Вашего предприятия можно отнести только в декабре 2009 года.

Если Вы уловили суть расходов будущих периодов, тогда Вы также поймёте и причину отнесения к составу расходов будущих периодов и других расходов предприятия. К таким расходам можно отнести расходы на научно-исследовательские разработки, которые будут использованы в основной деятельности предприятия. И если быть предельно идейным бухгалтером, то к расходам будущих периодов можно отнести расходы на маркетинговые исследования, проводимые в ходе подготовки к предстоящему выходу на рынок нового вида продукции.

Впрочем, не возьмусь судить. Пускай каждый бухгалтер решает сам, какие расходы относить к составу расходов будущих периодов. Тем более, что на бухгалтерский учёт в последнее время стали обращать меньше времени, поскольку приоритет отдан налоговому учёту. А в налоговом учёте расходы предприятия относятся к составу валовых расходов по первому событию независимо от того, когда такие расходы будут производительно использованы.

Совсем другое дело, когда предприятие несёт материальные расходы, которые будут производительно использованы в будущих периодах. Скажем, расходы на создание объектов основных фондов. Но тогда уже ест основания вести речь о капитальных вложениях, которые с пмомента ввода в эксплуатацию подлежат амортизации. Но поскольку целью данной статьи не является рассказ об автоматизации учёта амортизации основных фондов, то на этом теоретизирование о расходах будущих периодов я заканчиваю. Надеюсь, что суть расходов будущих периодов Вы уловили.

Пар

Расскажу лишь о частном случае использования счёта "Расходы будущих периодов" в программе 1С. Этот случай имеет место в сельскохозяйственном производстве и связан с учётом расходов, которые называются "пар". Имеются в виду поля, которые стоят "под паром". Когда поле находится "под паром", то это значит, что на этом поле ещё никакой культуры не засеяно, и агроном ещё не принял окончательное решение о том, какую культуру на поле следует засевать. Тем не менее, предприятие несёт расходы на обработку этого поля, но ни к какой культуре такие расходы отнести невозможно.

При чём здесь привязка к культуре? Дело в том, что к счёту учёта растениеводства ведётся три аналитики:

  1. Статьи производственных расходов.
  2. Культуры (объекты затрат).
  3. Поля (центры затрат).

Поскольку расходы по обработке поля, находящегося "под паром", невозможно отнести к конкретной культуре, то также нет оснований учитывать такие расходы на счёте "Растениеводство". Вы можете возразить, что для производственных процессов предусмотрено такое понятие, как "незавершённое производство". Да, я рассматривал уже такой вариант учёта. Но я считаю неправильным учитывать расходы по обработке поля, находящегося "под паром", на элементе "Пар" справочника "Культуры". Также я считаю неприемлемым перевод средств с культуры "Пар" на другие культуры после того, как станет известна конкретная культура, которая будет выращиваться на поле.

Я считаю, что расходы по обработке поля, находящегося "под паром", следует относить на счёт "Расходы будущих периодов". Для этого я создал к счёту учёта расходов будущих периодов субсчёт, для которого предусмотрел такую аналитику:

  1. Статьи производственных расходов.
  2. Поля.

Когда станет известна культура, которая будет выращиваться на поле, тогда будет сделана проводка, списывающая накопленные расходы со счёта "Расходы будущих периодов" на счёт "Растениеводство" на конкретную культуру. А пока культура неизвестна, расходы по обработке поле "под паром" должны учитываться на счёте "Расходы будущих периодов".

Надеюсь, что об учёте расходов в растениеводстве я напишу в другой статье, а сейчас продолжим разговор об автоматизации списания расходов будущих периодов. Давайте рассмотрим инструменты учёта расходов будущих периодов и их списания.

Справочник «Будущие расходы»

Данные для списания расходов будущих периодов находятся в справочнике "Будущие расходы".

Справочник "Расходы будущих периодов"
Справочник "Расходы будущих периодов"

Данные для расчёта расходов будущих периодов заносятся в карточку расходов будущих периодов.

Карточка расходов будущих периодов
Карточка расходов будущих периодов

При заполнении карточки расходов будущих периодов указываются такие данные:

  • сумма расходов (без НДС);
  • дата начала списания;
  • период списания (в месяцах);
  • аналитика по бухгалтерскому учёту.

Для удобства анализа месячной суммы расходов будущих периодов, которая будет каждый месяц относиться на финансовые расходы, на форме предусмотрено информационное табло "Месячная сумма расходов".

Списание расходов будущих периодов

Списание расходов будущих периодов проводится автоматически при проведении документа "Закрытие месяца". Для того, чтобы расходы будущих периодов списывались автоматически, необходимо выполнить такие условия:

  1. В карточке расходов будущих периодов заполнить сумму расходов, которая подлежит списанию, дату начала списания, период списания и аналитику для бухгалтерского учёта.
  2. Отразить расходы по дебету счёта "Расходы будущих периодов".
  3. Создать и провести документ "Закрытие месяца".

Эпилог

Для того, чтобы следовать принципу соответствия, в бухгалтерском учёте предусмотрен счёт "Расходы будущих периодов". Учёт расходов будущих периодов в программе 1С позволяет списывать поступления на расходы в том периоде, в котором они производительно использованы. В последнее время бухгалтера больше заняты налоговым учётом, поэтому бухгалтерскиё учёт отходит на второй план.

Тем не менее, ещё можно встретить бухгалтеров, преданных фундаментальным принципам бухгалтерского учёта. Такие бухгалтера следуют принципу соответствия, а потому используют счёт учёта расходов будущих периодов. Несмотря на то, что бухгалтер получает моральное удовольствие от осознания своей приверженности святым идеям бухгалтерского учёта, при учёте расходов будущих периодов перед ним возникает задача в течение довольно длительного календарного периода списывать расходы будущих периодов одинаковым частями на финансовые расходы предприятия, что часто является монотонным и скучным трудом, начисто уничтожающим все прелести следования бухгалтерским стандартам. Для того, чтобы сохранить каждого адепта бухгалтерского учёта, в помощь бухгалтеру даны инструменты автоматизации. В статье рассказывается об автоматизации списания расходов будущих периодов в программе 1С.

Реклама:
Смотрите также:
Как найти путь к Информационной базе
Внешний отчёт для распечатывания любого справочника
Методика оформления документов на реализацию