Сетевой маркетинг в 1С

Как использовать 1С при продаже товаров в сетевом маркетинге?

Несмотря на то, что я люблю программирование, я ещё очень люблю качественную парфюмерию. И благодаря моему пристрастию, я однажды стал дистрибьютором сетевой компании "L'ambre", которая предлагает на рынке Украины и стран СНГ парфюмерию и косметику из Франции.

Естественно, я написал для себя конфигурацию, в которой мне было удобно вести учёт продукции, приобретаемой в компании. Дело в том, что я продукцию компании не только использовал в личных целях, но ещё и продавал, поэтому мне нужно было вести учёт прибыли и заработанных баллов.

В соответствии с маркетинговым планом, вознаграждение дистрибьютора компании рассчитывается, как разница между оптовой ценой покупки и розничной ценой продажи продукции. Дополнительно дистрибьютор получает баллы за выкупленную продукцию, и на сумму начисленных баллов компания начисляет бонус.

Моя конфигурация получилась предельно простой. В ней учитывается приход и продажа продукции, ведётся аналитика по продукции и по клиентам. Наконец, в конфигурации можно построить разные удобные для дистрибьютора сетевой компании отчёты.
Вам интересно?

План статьи:

  1. Покупка продукции
  2. Продажа продукции
  3. Учёт продукции у дистрибьютора
  4. Расчёты с клиентами
  5. Прайс-лист

1. Покупка продукции

Для того, чтобы учесть покупку продукции, нужно ввести документ "Приходная накладная".

Документ "Приходная накладная"
Документ "Приходная накладная"

Документ "Приходная накладная" имеет такие реквизиты:

  • Номер (внутренний регистрационный номер приходной накладной).
  • Дата (дата приходной накладной).
  • Поставщик (склад, с которого пришла продукция).
  • Товар (наименование продукта).
  • Количество (количество продукта).
  • Цена (оптовая цена продукта).
  • Сумма (стоимость продукта по строке).
  • Баллы (за единицу продукции, за партию продукции и общее количество баллов по документу).
  • Инфо (текстовое примечание к накладной и по строке).

Документы "Приходная накладная" накапливаются в журнале документов "Приходные накладные".

Журнал "Приходные накладные"
Журнал "Приходные накладные"

Журнал "Приходные накладные" имеет такие реквизиты:

  • Дата (дата проведения приходной накладной).
  • Время (время проведения приходной накладной).
  • Номер (внутренний регистрационный номер приходной накладной).
  • Поставщик (склад, с которого получена продукция).
  • Сумма (общая сумма закупки продукции по документу).
  • Баллы (общее количество баллов по документу).

Чтобы увидеть закупку продукции за период (за месяц, например) и посчитать общее количество заработанных баллов, нужно построить отчёт "Приход товара".

Отчёт "Приход продукции"
Отчёт "Приход товара"

Отчёт "Приход товара" можно строить с фильтрацией по поставщику, складу и по виду продукции.

2. Продажа продукции

При продаже продукции в базе создаётся документ "Расходная накладная".

Документ "Расходная накладная"
Документ "Расходная накладная"

Документ "Расходная накладная" имеет такие реквизиты:

  • Номер (внутренний регистрационный номер документа).
  • Дата (дата продажи).
  • Клиент.
  • Товар.
  • Количество.
  • Цена (розничная цена).
  • Сумма (стоимость продукции по строке и по документу по розничной цене).
  • Инфо (текстовое примечание по строке и по документу).

Расходные накладные накапливаются в журнале "Расходные накладные".

Журнал "Расходные накладные"
Журнал "Расходные накладные"

У журнала "Расходные накладные" предусмотрены такие реквизиты:

  • Дата (дата продажи).
  • Время (время проведения документа).
  • Номер (внутренний регистрационный номер расходной накладной).
  • Клиент.
  • Сумма (стоимость проданной продукции по розничным ценам).

Чтобы увидеть общую продажу за период, можно построить отчёт "Расход товара".

Отчёт "Расход товара"
Отчёт "Расход товара"

При выведении данных в отчёте "Расход товара" можно установить фильтр по одному клиенту или по виду проданной продукции.

В конфигурации есть ещё отчёт под названием "Продажа товара".

Отчёт "Продажа товара"
Отчёт "Продажа товара"

Отчёт "Продажа товара" интересен тем, что:

  • в отчёт выводятся не только розничные, но и оптовые цены продукции, благодаря чему в отчёте рассчитывается прибыль дистрибьютора;
  • отчёт можно построить по клиентам, тогда можно увидеть, какой клиент принёс какую прибыль;
  • отчёт можно построить по продукции, тогда можно увидеть, какая продукция какую прибыль приносит;
  • в отчёт можно вывести общую ведомость продажи с детализацией по клиентам и по продуктам с указанием прибыли дистрибьютора по каждой строке отчёта.

3. Учёт продукции у дистрибьютора

Аналитика по продукции в конфигурации ведётся в справочнике "Товары".

Справочник "Товары"
Справочник "Товары"

Справочник "Товары" имеет многоуровневую структуру, благодаря чему дистрибьютор может группировать продукцию по видам, по цветам и по любым другим признакам. В свойствах товара указываются такие данные:

  • Код (код или артикул продукта).
  • Наименование (наименование продукта).
  • Цена1 (оптовая цена).
  • Цена2 (розничная цена).
  • Балл (количество баллов за покупку единицы продукта).

Хочу заметить, что значения цены и баллов за единицу продукции, которые введены в свойства продукта, будут автоматически подставляться при заполнении приходных и расходных накладных при выборе данного продукта, что очень облегчает и ускоряет ввод нового документа.

Часто бывает полезным узнать, какой продукт остался у дистрибьютора непроданным. Количество оставшейся продукции рассчитывается, как разница между количеством закупленной продукции и количеством продукции, проданной клиентам.
Удобство учёта продукции в конфигурации выражается в том, что дистрибьютору не нужно вести учёт остатка продукции, достаточно лишь своевременно вносить в базу данные о приходе и расходе продукции, а остаток продукции программа посчитает сама.

Чтобы узнать, сколько продукции у дистрибьютора находится в остатке, нужно построить отчёт "Остаток товара".

Отчёт "Остаток товара"
Отчёт "Остатки товара"

В отчёте "Остаток товара" программа покажет, сколько продукции находится в остатке на определённую дату (в количестве и на сумму по оптовым ценам).

Если дистрибьютору захочется посмотреть на динамику его работы с тем или иным продуктом, то можно построить отчёт "Карточка товара".

Отчёт "Карточка товара"
Отчёт "Карточка товара"

В отчёте "Карточка товара" программа покажет, когда, по какому документу и от какого поставщика пришёл продукт.

4. Расчёты с клиентами

Аналитика по клиентам дистрибьютора ведётся в справочнике "Клиенты".

Справочник "Клиенты"
Справочник "Клиенты"

Справочник "Клиенты" имеет многоуровневую структуру, а потому в нём дистрибьютор может группировать клиентов в любом желаемом порядке.

На каждого поставщика и на каждого покупателя, которые являются клиентами дистрибьютора, заводится своя индивидуальная карточка.

Карточка клиента
Карточка клиента

В свойствах клиента указываются такие данные:

  • Наименование клиента.
  • Пол (на случай, если нужно выбрать, например, только клиентов-женщин для поздравления с 8-ым марта).
  • Дата рождения (на случай, когда нужно выбрать клиентов, которые будут праздновать день рождения в планируемом месяце).
  • Источник (информация об источнике, из которого клиент стал известен дистрибьютору).
  • Телефоны (контактные телефоны клиента).
  • Адреса (адреса клиента).

Клиенты за продукцию рассчитываются, как правило, в наличной форме, а потому операция оплаты сродни кассовой оплате. Для того, чтобы отразить в базе оплату, поступившую от клиента, нужно ввести документ "Кассовая выписка".

Документ "Кассовая выписка"
Документ "Кассовая выписка"

Клиенты могут расплачиваться по несколько человек в день, поэтому документ многострочный. В документе указываются такие данные:

  • Номер (внутренний номер документа).
  • Дата (дата оплаты).
  • Клиент (клиент, от которого получены деньги).
  • Сумма (сумма денег, полученная от клиента в оплату за продукцию).
  • Инфо (текстовое примечание по строке и по документу).

Для того, чтобы посмотреть состояние взаиморасчётов с клиентами, дистрибьютор может пользоваться несколькими отчётами:

Отчёт "Остаток задолженности клиентов" предназначен для анализа задолженности клиентов перед дистрибьютором (или наоборот) по продаже продукции. Отчёт можно построить по всем клиентам, по группе клиентов или по одному клиенту.

Отчёт "Остаток задолженности клиента"
Отчёт "Остатки задолженности клиентов"

Отчёт "Карточка клиента" покажет дистрибьютору карточку взаиморасчётов с клиентом. В отчёте видно, когда, на какую сумму был куплен продукт данным клиентом, а также когда клиент расплатился за продукт.

Отчёт "Карточка взаиморасчётов с клиентом"
Отчёт "Карточка расчётов с клиентом"

5. Прайс-лист

В конфигурации есть возможность распечатать прайс-лист путём использования специального отчёта.

Отчёт "Прайс-лист"
Отчёт "Прайс-лист"

Отчёт "Прайс-лист" имеет некоторые особенности, которые делают его удобным и эффективным инструментом в работе дистрибьютора:

  • Перечень продуктов в прайс-лист выводится не общим списком, а с группированием по видам продуктов.
  • Группы продукции выделяются жирным шрифтом, что облегчает чтение прайс-листа и поиск нужного вида продукции.
  • Розничные цены, которые выводятся в прайс-лист, берутся из свойств продукта, заполняемых в справочнике "Товары".
  • При настройке отчёта можно задать коэффициент, на который будут автоматически умножаться значения розничных цен в прайс-листе. Это удобно в случаях, когда прайс-лист формируется для передачи "особенному" клиенту.

Эпилог

В статье описана конфигурация, созданная специально для учёта продукции дистрибьютором сетевой компании. Не исключаю, что в каждой сетевой компании существуют свои особенности учёта продукции и начисления баллов. Но всё-таки, положась на собственный опыт автоматизации различных учётных задач, осмелюсь предположить, что конфигурация "Ламбре" подойдёт очень многим сетевым компаниям.

Реклама:
Смотрите также:
Зарплата в 1С
Методы обнаружения ключа защиты программы 1С
Как получить электронное письмо в 1С